• Список вузов, которые внедрили

     

     

    «КАЗАХСТАНСКУЮ СТУДЕНЧЕСКУЮ

    ИДЕНТИФИКАЦИОННУЮ КАРТУ»

  • Список вузов, которые внедрили

    «КАЗАХСТАНСКУЮ УНИВЕРСАЛЬНУЮ

    КАРТУ СОТРУДНИКА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ»

  • Визит делегации руководителей ВУЗов в КНР 23-28 мая 2014

  • Заседание правления 24.01.2014

  • Визит делегации ректоров вузов Казахстана в Германию 1-5 декабря 2013 года

  • Южно-Казахстанский университет
    имени Ауэзова

Казахский государственный женский педагогический университет: пророчество сбылось

18 сентября 2014

Об одном из уникальных учебных заведений страны – Казахском государственном женском педагогическом университете рассказывает в беседе с нашим корреспондентом ректор этого вуза профессор Д.Ж.Нукетаева.

Уважаемая Динар Жусупалиевна! Созданный 70 лет назад для закрепления успехов, программы ликвидации безграмотности в Степи, руководимый Вами сегодня вуз – является современной национальной школой. Не могли бы Вы кратко охарактеризовать вехи его славного пути?Ассоциация высших учебных заведений Республики Казахстан

В целях подготовки квалифицированных педагогических кадров из числа женщин-казашек Совет Народных Комиссаров Казахской ССР постановил «организовать в г. Алма-Ате с 1 октября 1944 года Казахский государственный женский педагогический институт. Содержание студентов Казахского государственного женского пединститута принять за счет государства». Организацию института горячо приветствовали славные сыны Отечества Каныш Сатпаев, Мухтар Ауэзов, Сабит Муканов, Габит Мусрепов, Ильяс Омаров и другие корифеи национальной культуры и науки. На трех факультетах и девяти кафедрах института в первой половине учебного года работали 20 преподавателей, из них пять кандидатов наук, восемь старших преподавателей, семь преподавателей.

Директором института был назначен Курмангали Оспанов. В свое время М.О.Ауэзов пророчески предсказал: «Если будет угодно Создателю, этот институт станет для сегодняшних и будущих казахских девушек Храмом знаний. Пусть никогда не погаснут его огни!». Пророчество сбылось. Начиная с 1954 года было предпринято несколько попыток со стороны чиновников закрыть институт, под предлогом, что он выполнил свое предназначение. Но он остался и ныне служит нуждам и задачам нового, суверенного Казахстана. Благодаря политике первого Президента Республики Казахстан Назарбаева Нурсултана Абишевича вуз пользуется крепкой социальной поддержкой государства. 11 сентября 2008 года институту присвоен статус Университета. Следует отметить, что главная заслуга в преобразовании института в государственный университет также принадлежит Главе государства. Студенческий корпус женского университета, это огромная сила, это передовая, талантливая молодежь и будущая элита страны. В настоящее время в вузе обучаются 8149 студентов, из них по очной форме обучения – 5358; по заочной форме обучения – 2791; магистрантов –434; докторантов - 9. В число штатного научно-педагогического состава (НПС) входят 59 докторов наук, из них – 26 профессоров, 50 кандидатов наук, 106 доцентов и 139 магистров.

новости образования КазахстанаНаучные исследования в университете проводят 32 кафедры, научно-исследовательский институт социальных и гендерных исследований, фундаментальный научно-исследовательский центр, центр полиязычия и научно-исследовательские лаборатории.
Согласно Государственной программе развития образования университетом, был совершен переход к принятой в мировой практике кредитной системе обучения, главное достоинство которой состоит в более высоком уровне автоматизации управления учебным процессом. Казахский государственный женский педагогический университет одним из первых среди вузов РК перешел на современную трехступенчатую систему подготовки кадров: «бакалавриат- магистратура-докторантура PhD». Отдел послевузовского образования был создан в 2002 году и на сегодня осуществляет подготовку магистров по 22 специальностям, докторантов – по четырем.
Университет является одним из ведущих разработчиков и организаторов республиканского эксперимента по духовно-нравственному образованию «Самопознание». Автором этого проекта является первая леди страны, президент международного фонда «Бөбек» С.А.Назарбаева. В учебный процесс внедрена также инновационная программа «Казахская леди». Серьезное внимание в университете уделяется организации культурного досуга молодежи, обогащению его содержания. Богата и разнообразна культурная жизнь университета.
Сегодня в университете функционируют вокально-инструментальный ансамбль «Айгуль», театр «Өнер жастан», драматический театр «Жан сарайы», Лауреат международных конкурсов фольклорно-этнографический ансамбль «Ұлар», вокально-танцевальные группы «Томирис», ансамбль «Шаттық жыры». Функционирует КВН «Тек қана, қыздар». Огромен вклад университета в пропаганду и развитие физической культуры. Чемпионка Лондонской олимпиады Майя Манеза – наша студентка. Серебряный призёр Универсиады по тяжёлой атлетике Карина Горичева - студентка КазГос- ЖенПУ.
Испокон веков жизнь предъявляла учительскому корпусу самые высокие требования. И Казахский государственный женский педагогический университет с честью выполняет свою благородную миссию, всегда находится в центре общественной жизни страны, являясь носителем знаний, культуры и гуманитарных ценностей.

учебная литератураСо дня основания атмосфера вуза была пронизана высоким духом и глубоким учением, жаждой науки и смелостью мысли, демократизмом и огромным уважением к личности. И сегодня, несмотря на жесткую конкуренцию в сфере высшего образования, тенденцию ориентации на обучение на Западе, Казахский государственный женский педагогический университет по праву остается в плеяде лучших вузовреспублики, крупнейших центров науки и культуры, колыбелью инновационных идей и добрых начинаний.Казахский государственный женский педагогический университет – один из ведущих вузов Казахстана, осуществляющий подготовку девушек к педагогической деятельности и имеющий более чем 70-летнюю историю. Университет обладает значительным образовательным, научным, инновационным потенциалом, развитой материальной инфраструктурой и базой для проведения научно-исследовательской работы.

- По итогам 2012 года ваш университет в рейтинге Независимого казахстанского агентства оценки качества образования (НКАОКО) среди 136 вузов республики занял второе место. Насколько это соответствует критериям мирового уровня?

Выбранная политика и приоритеты развития позволили КазГосЖенПУ занять хорошие позиции в республиканских рейтингах университетов и специальностей. В 2012 году шесть специальностей бакалавриата были в тройке лидеров национальных рейтингов. Рейтинг Независимого казахстанского агентства оценки качества образования (НКАОКО) проводится согласно принципам социального партнерства с Министерством образования и науки Республики Казахстан, Ассоциацией высших учебных заведений Республики Казахстан, вузами, ассоциациями работодателей, а также потребителями образовательных услуг. Агентство ведет работу по разработке критериев и индикаторов, сбору информации, проверке достоверности представленных вузами данных и обработки материала, причем использовались не только количественные критерии, характеризующее качество образования даваемого вузом, но и социологические исследования различных групп населения. Показатели качества комплексной деятельности вузов, по которым строился рейтинг , складываются из трех независимых категорий: это во-первых, академические ресурсы вуза, в которые входили успехи студентов, достижения преподавательского состава, обеспеченность учебными и финансовыми ресурсами. Во-вторых – оценка вуза изнутри студентами и преподавателями, которые обучаются и преподают в этом вузе. В третьих, – оценка вузов общественностью страны, центральными и региональными исполнительными органами, представителями крупных, средних и малых компаний. В связи с указанными категориями и проделанной работой я думаю, что работа Агентства и данная им оценка соответствуют критериям мирового уровня.

- В какой мере общепризнанные мировые стандарты технологии обучения способствуют модернизации учебного и воспитательного процесса?

Учебная среда должна являться той стратегической точкой роста личности студента, благодаря которой создается мощный человеческий ресурс. И эта ответственная миссия, возложенная на учебный процесс, может быть реализована только посредством повышения качества подготовки специалистов. Утвержденная Президентом РК Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, переход на западную модель подготовки кадров ставят перед нашим университетом ряд стратегических задач: подготовка конкурентоспособных высококвалифицированных педагогических кадров и формирование гражданских и нравственных качеств личности в условия интеграции университета в мировое образовательное пространство.
В рамках новых требований стратегических и программных документов в вузе был разработан новый перспективный план «Стратегия развития Казахского государственного женского педагогического университета на 2013 – 2020 годы».
Университет поэтапно создает собственную конкурентоспособную национальную модель педагогического образования, основанную на органичном синтезе казахских и европейских традиций. Развитие воспитательной деятельности в университете – повышение качества профессиональной подготовки выпускников, а также подготовка специалистов, готовых к решению актуальных вопросов по социализации сферы воспитания и молодежи.
Идеи Болонской декларации претворяются в практике нашего вуза. Возможность получить зарубежное образование; формировать свою индивидуальную образовательную траекторию; совершенствовать уровень владения иностранными языками; повышать квалификацию преподавателей – это основные преимущества Болонского процесса. Так, в рамках программы МОН РК «Академическая мобильность» ряд студентов и магистрантов университета имели возможность получить знания в ведущих вузах Великобритании, США, России, Турции и других стран. А педагоги и студенты университета принимают участие в мастер-классах ведущих зарубежных профессоров.

- Сегодня особый упор делается на вузовскую автономию, академическую мобильность студентов, на научно-исследовательский аспект в деятельности учебного заведения. Как реализуются планы университета в этом направлении?

Предоставление автономии вузам, вне зависимости от их формы собственности, послужит повышению уровня знаний, профессиональных навыков и компетенции за счет усовершенствования модели управления образовательными учреждениями, обеспечения прозрачности и эффективности их деятельности и повышения качества образовательных процессов. В настоящее время намечается переход к предоставлению автономии всем вузам. И поэтому наш вуз разрабатывает принципы автономии, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, финансовой, международной и иной деятельности, на основе модели «Назарбаев Университета».
В 2012 году коллективом университета подано 32 проекта на конкурс по грантовому финансированию научных исследований в Комитет науки МОН РК. В настоящее время успешно работают шесть научных проектов. В 2012-2013 учебном году на базе КазГосЖенПУ проведено 20 научно- практических конференций, из них: 14 – международного, шесть республиканского уровня. В 2012-2013 учебном году 101 студент стали обладателями призовых мест в Республиканских предметных олимпиадах и научных конференциях. За 2012 год значительно увеличилось количество статей ученых университета в журналах, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки, и зарубежных изданиях. Общее число публикаций 438. Из них 23 – в изданиях с ненулевым импакт – фактором (ThomsonReuters, Scopus, РИНЦ). Университет поддерживает устойчивые связи с 26 университетами стран Азии, Европы и США. При поддержке Министерства образования и науки по программе академической мобильности за 2012-2013 годы было выделено 24млн.тенге; и привлечены к работе КазГосЖенПу 26 ученых из стран ближнего и дальнего зарубежья. На- лажена внутренняя и внешняя академическая мобильность студентов. Количество наших питомцев, принявших участие в программе по академической мобильности за рубежом (с выездом на один академический период и дальнейшим перезачетом кредитов), – 22 обучающихся (Лондонская Академия Менеджмента и наук, Великобритания), внутренняя мобильность по РК – 41 студент.

- У вашего вуза - уникальная специфика: обеспечение гендерной политики государства, укрепление и совершенствование роли женщины в социальной и духовной сфере. Что нового к традиционным формам и методам работы привнесено сегодня?

Реальные положения гендерной политики в Казахстане за- висят от совершенствования политических, экономических, духовно-культурных и иных исследований общественных отношений и социальных взаимосвязей, которые имеют гендерную направленность. При нашем университете функционирует Научно-исследовательский институт социальных и гендерных исследований.
Это одно из наших главных подразделений сотрудничающее в деле продвижения гендерного равенства с правительственными структурами, образовательными организациями Республики Казахстан, с международными организациями и фондами, а также неправительственными организациями. Цель института состоит в том, чтобы гарантировать достижение гендерного равенства на практике, в котором заинтересовано все общество.
Научно-исследовательский институт социальных и гендерных исследований занимается решением гендерных вопросов, жизненно необходимых для того, чтобы успешно реализовывались демократические, экономические и образовательные реформы, чтобы наша страна успешно развивалась.
Институт занимается поиском путей расширения прав и возможностей женщин для того, чтобы они могли выдвинуть свои собственные приоритеты и ценности в качестве равноправных партнеров мужчин в процессе принятия решений на всех уровнях. Ведь до сих пор, решения, влияющие на жизнь всех людей, в большинстве своем все еще принимаются мужчинами.

- Как вашим университетом удовлетворяются насущные нужды национальной общеобразовательной школы, в особенности сельской? Расскажите о практике и тенденции трудоустройства ваших выпускниц.

образование в КазахстанеПорядок направления молодых специалистов на работу в соответствующие организации установлен в Правилах направления специалистов на работу, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 марта
2012 года № 390. Лица, поступившие в организации образования, реализующие профессиональные учебные программы высшего образования, в рамках квоты приема, устанавливаемой для граждан из числа аульной (сельской) молодежи на специальности, определяющие социально-экономическое развитие аула, обязаны отработать соответственно в государственных организациях образования и государственных медицинских организациях, расположенных в сельской местности, не менее трех лет после окончания высшего учебного заведения. Большинство наших воспитанниц возвращаются работать в аул. Так и должно быть, ведь они поступили в университет по квоте – государство дало возможность селянам получить высшее образование в одном из ведущих педвузов страны!

- Насколько нам известно, в КазГосЖенПУ большое внимание уделяется полиязычию, двудипломному образованию, международным связям и другим направлениям, способствующим упрочению позиций вуза в мировом образовательном пространстве. Несколько слов о перспективах университета, возможности вхождения в международный рейтинг.

Наш университет подписал договора о реализации двудипломного образования со следующими университетами: LAMS и MVSU.
Студенты, успешно окончившие обучение по программе двойного диплома, получают дипломы двух университетов: КазГосЖенПУ и LAMS или MVSU. На базе КазГосЖенПУ совместно с LAMS открыта программа Foundation, которая в текущем году аккредитована агентством NCC (Великобритания).
В 2012-2013 учебном году три специальности физико-математического факультета были переведены на дистанционную форму обучения (на платформе MOODLE), в 2013-2014 учебном году количество таких специальностей увеличилось до 19.
Президент страны в своих выступлениях не раз поднимал вопрос о том, что наши специалисты должны быть конкурентоспособными. А это значит, что нужно владеть несколькими языками: государственным языком – казахским, языками мирового и межнационального общения – английским и русским, соответственно. У нас работает Центр полиязычия, цель которого – формирование конкурентоспособной личности на основе полиязычного образования. Лекции по таким специальностям, как физика, математика, информатика, читаются на английском, мы также приглашаем зарубежных ученых – носителей языка. Увеличены группы полиязычного образования до 44.
Предстоящие задачи и цели КазГосЖенПУ в 2013-2014 учебном году - это прохождение институциональной и международной специализированной аккредитации, вхождение в Мировые образовательные рейтинги (QS), дальнейшее расширение и использование дистанционной формы обучения, дальнейшая реализация двудипломного образования
с университетами дальнего зарубежья, активизация работы по внедрению программ дополнительного и дуального образования, активизация работы по участию НПС в международных образовательных и научных проектах, создание новейшей инфраструктуры и научно-технической базы для поддержки научно-исследовательской деятельности преподавателей по опыту «Назарбаев Университета» и воспитание молодого поколения в духе патриотизма, толерантности и межнационального согласия, пропаганда светлого образа матери, жены и дочери в лучших традициях казахского народа.

- Спасибо, уважаемая Динар Жусупалиевна, за рассказ о вашем уникальном учебном заведении. Пророчество вели- кого Мухтара Ауэзова сбывается в наилучшем виде. Желаю Вам, вашим коллегам – преподавателям и воспитанницам славного КазГосженПУ новых успехов!

Источник: obrazovanie.kz
 

 

Вернуться на уровень выше просмотров: 2557