• Список вузов, которые внедрили

     

     

    «КАЗАХСТАНСКУЮ СТУДЕНЧЕСКУЮ

    ИДЕНТИФИКАЦИОННУЮ КАРТУ»

  • Список вузов, которые внедрили

    «КАЗАХСТАНСКУЮ УНИВЕРСАЛЬНУЮ

    КАРТУ СОТРУДНИКА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ»

  • Визит делегации руководителей ВУЗов в КНР 23-28 мая 2014

  • Заседание правления 24.01.2014

  • Визит делегации ректоров вузов Казахстана в Германию 1-5 декабря 2013 года

  • Южно-Казахстанский университет
    имени Ауэзова

Рахман АЛШАНОВ: «В Казахстане отсутствует чёткий заказ на требуемые кадры»

10 сентября 2014

С кадрами, которые решают всё, в Казахстане напряжёнка. Особенно с кадрами, прибывающими после окончания вузов. Оторванность знаний вчерашних студентов от реалий дня, большие ожидания новоиспечённых специалистов и большие разочарования работодателей… О том, как решить эти проблемы, наш разговор с президентом Ассоциации вузов РК, доктором экономических наук, профессором, академиком Рахманом АЛШАНОВЫМ.

– Рахман Алшанович, какие наиболее острые проблемы в системе высшего образования вы бы выделили?

– Главный вопрос – потребности экономики в выпускаемых вузами специалистах. На недавней республиканской комиссии, когда определяли госзаказ на востребованные специальности, графы «потребность в кадрах», которые должны заполнять работодатели, практически пустовали! Работодатели упрекают вузы в том, что они готовят не тех и не так, но при этом сами даже не озвучивают свои потребности! Поэтому, прежде чем предъявлять претензии к качеству подготовки выпускников вузов, пусть придут в университеты и скажут, кто именно им нужен, пусть проанализируют учебные планы и внесут свои корректировки. А пока как одно из следствий этой ситуации в стране имеет место «слепое» распределение грантов.

Думаю, Министерство труда и соцзащиты (ныне – Министерство здравоохранения и социального развития. – Прим. авт.) должно быть координатором мониторинга подготовки специалистов в вузах и их последующего трудоустройства. И вместе с Минобразования в начале каждого учебного года должно направлять в вузы заявки по кадрам. В этом случае можно было заранее отправлять информацию и в школы – для профориентации детей. А вообще в идеале желательно делать заявки на несколько лет вперед – насколько это возможно.

– Как эту проблему решают в мире?

– Во всём мире существуют институты прогнозирования кадровой потребности. Никто точно не скажет, сколько именно нужно будет специалистов, даже отраслевые министерства, но должен быть прогноз. В советское время было проще прогнозировать: плановая система, рассчитанная на 20–30 лет, позволяла точно рассчитать потребности в кадрах. В нынешних же рыночных условиях надо по-новому подходить к этому вопросу. Должна быть серьёзная аналитическая работа. Для этой цели можно создать совместный межведомственный институт, центр прогнозирования потребностей кадров. Его решения, пусть и не будут обязательны к исполнению, но будут давать направление в плане подготовки кадров.

Другой проблемный момент – подготовка специалистов осуществляется по принципу дырявого ведра: акцент делается на количественном подходе, а подготовленные кадры на местах не закрепляются из-за отсутствия условий.

ЗАБУДЬТЕ, ЧТО УЧИЛИ НА ПЕРВОМ КУРСЕ

– Большинство работодателей в Казахстане не удовлетворены уровнем подготовки вузовских выпускников. Сетуют, что дипломированные специалисты оторваны от реалий дня.

– А другого в наших условиях и ждать не стоит! Как решение вопроса в республике пытаются внедрить дуальное обучение, при котором теория совмещается с практикой. Но как внедряют? Отечественная система образования взяла западную кальку, а компании-то не взяли! Хотя идея отличная.

Вообще, если зреть в корень вопроса, то началось всё с перехода вузов на американскую систему образования, которая не подразумевает подготовку узких специалистов на бакалавриате. Пока студент обучается, особенно в странах с динамично развивающейся экономикой, специальные знания быстро устаревают. Как говорят зарубежным студентам-старшекурсникам: забудьте, что вы учили на первом курсе – эти знания уже неактуальны… Поэтому здесь готовят бакалавров широкого профиля, а уже после, в магистратуре, студенты уходят в специализацию и получают дополнительную квалификацию либо после четырёх лет обучения идут на производство.

Что такое дуальное обучение в Германии? На старших курсах часть семестра вы обучаетесь в университете, а после находитесь на производстве. При этом компании, которые обучают специалистов, имеют налоговые льготы. Или Америка: здесь работают около 5 тыс. вузов и почти столько же различных институтов и центров при компаниях. Например, у компании «Кока-Кола» есть учебный центр, который занимается спецподготовкой узких специалистов. Вчерашний студент проходит обучение в этом центре, получает сертификат и после остаётся на производстве.

– Почему, по-вашему, в Казахстане этот формат пока так и не заработал?

– Как мне кажется, педагоги зачастую не хотят отдавать свои часы производственникам, а для многих наших работодателей – это лишние хлопоты. Между тем компании должны быть главными заказчиками кадров, а не вузы или абитуриенты. Отмечу и другой момент. У нас в бакалаврских дипломах пишут о присвоении квалификации такой-то, хотя во многих странах мира эти полномочия – присваивать квалификацию – есть только у работодателей.

ВЧЕРА – СТУДЕНТ, СЕГОДНЯ – РАБОТОДАТЕЛЬ

– Как же нам перестроиться?

– Начнём с того, что система образования делится на три основных блока. Первый – это актуальные направления подготовки кадров для реального сектора экономики: учителя, аграрии и другие. Второй блок – так называемое социальное образование для тех, кому экономика ещё не может предъявить заказ. Например, количество выпускников школ и вузов не совпадает с реальным спросом на рынке труда. Так нефтяники прямо говорят, что на каждую скважину у них очередь из потенциальных работников на 20 лет вперед расписана. Поэтому многие из этой категории обучаются на массовых специальностях – экономисты, юристы. Третье направление – то, на что делают упор западные вузы, – перспективные специальности для инновационных отраслей экономики.

Когда мы были в Америке, то пора-зились принципу обучения тамошних студентов. С первого курса в головы молодёжи вкладывают мысль о том, что по выходе из вуза важно не просто иметь работу, но и самому стать работодателем. Так в Массачусетском технологическом институте выпускники создали десятки тысяч рабочих мест. Доход от 24 тыс. производств, созданных руками вчерашних студентов, превышает 260 млрд долларов. Это сравнимо с объёмами экономики Казахстана! Здесь отлажена практика развития проектов студентов, успешно работают венчурные, инновационные, инвестиционные фонды.

Или взять пример Германии, где студенты выпускают собственные ценные бумаги на внутреннем рынке, которые позже выходят из рамок вузовских. Один здешний студент разработал проект кошелька, светящегося в темноте. Для реализации проекта требовалось 3 тыс. евро. 500 евро автор проекта занял у отца, остальную сумму покрыл выпуск студенческих акций. В итоге, когда проект увидел свет, одна из немецких компаний по производству кошельков выкупила эту идею за сумму, превышающую первоначальную стоимость проекта в 10 раз!

У нас же, когда говорят об инновациях, подразумевают проекты не меньше, чем создание спутников. Кстати, через наш «Байконур» было запущено с десяток спутников, изготовленных студентами Дрезденского технического вуза. В то время как мы говорим всего лишь о трёх отечественных спутниках!

Да, наши студенты разрабатывают хорошие старт-апы, но у нас не отработан механизм доведения их до практического применения. Зато у нас любят ссылаться на какие-то рейтинги, статьи в научных журналах. Когда я спросил у немецких коллег про их рейтинги, они ответили: «У нас есть студенты, работодатели и деньги, у нас есть реальная связь с «Сименсом», «Мерседесом», они наши заказчики и они же внедряют наши идеи». А какие-то вузовские и прочие рейтинги у немцев на заднем плане.

Источник: www.megapolis.kz

Вернуться на уровень выше просмотров: 924