• Список вузов, которые внедрили

    «КАЗАХСТАНСКУЮ СТУДЕНЧЕСКУЮ

    ИДЕНТИФИКАЦИОННУЮ КАРТУ»

  • Список вузов, которые внедрили

    «КАЗАХСТАНСКУЮ УНИВЕРСАЛЬНУЮ

    КАРТУ СОТРУДНИКА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ»

  • Визит делегации руководителей ВУЗов в КНР 23-28 мая 2014

  • Заседание правления 24.01.2014

  • Визит делегации ректоров вузов Казахстана в Германию 1-5 декабря 2013 года

  • Южно-Казахстанский университет
    имени Ауэзова

Визит делегации ректоров вузов Казахстана в Германию 1-5 декабря 2013 год

27 декабря 2013

На пути формирования новых казахстанско-германских альянсов в сфере науки и образования

(отчет о поездке руководителей вузов Казахстана в Германию 1 – 5 декабря 2013 г.)

Завершение 2013 года ознаменовано новым витком в углублении казахстанско-германских отношений в сфере высшего образования и науки.  

В начале декабря большая группа руководителей высших учебных заведений Казахстана по приглашению Министерства образования и исследований ФРГ и Министерства иностранных дел находилась с визитом в Германии, где состоялись переговоры с ответственными лицами министерства, университетов и исследовательских институтов, а также обмен мнениями на актуальные темы высшего образования и развития науки.   

Германо-казахстанский форум проводился также при активной поддержке нескольких солидных учреждений Германии – Конференции ректоров вузов (HRK) и лично директора департамента международного сотрудничества Рудольфа Смолярчика и при содействии Германского Центра Аэрокосмических исследований и лично директора Агентства по проектной деятельности европейского и международного сотрудничества (др. Кирстен Кинцлер).

Немецкий подиум собрал руководителей ведущих казахстанских университетов, на котором обсуждались общие и частные вопросы наиболее важных направлений вузовского образования и пути научного прорыва. Здесь были представлены КазНУ им. аль-Фараби, Назарбаев университет, ЕНУ им. Гумилева, Карагандинский государственный технический университет, Каспийский государственный университет технологий и инжиниринга им. Ш. Есенова, Казахская академия транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева, Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова, Алматинский технологический университет, Жезказганский университет им. О.Байконурова, Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, Международная образовательная корпорация. Президент Ассоциации вузов Казахстана Р.А. Алшанов, организовавший столь представительную делегацию, ее возглавил.

Встречи ректоров вузов с зарубежными коллегами являются одной из действенных форм международных связей, здесь конкретизируется последовательность дальнейшего сотрудничества, формируются новые подходы, определяются перспективы. Состоявшийся визит подтвердил это в полной мере.

Площадка Германии для такого визита была выбрана не случайно. В свое время в 2007 году именно немецкому министру иностранных дел Ф. В. Штайнмайеру принадлежал, пожалуй, последний, но веский аргумент в пользу сближения Европейского Союза с ЦА по линии реформирования и модернизации систем образования и вовлечения центральноазиатских стран в Европейское Образовательное Пространство, включения в Болонский процесс (т.н. «Образовательная Инициатива ЕС»).

Вспомним, первый казахстанско-германский форум университетов состоялся в Алматы в октябре 2008 г. Тогда собрались президенты и ректоры из многих немецких вузов с целью «налаживания мостов» с казахстанскими университетами. Через два года многие участники встретились здесь вновь, но уже на форуме «Дней немецкой науки» (2010), когда и был проложен еще один мостик к немецкой науке, сблизивший наши страны. В результате было подписано соглашение с Конференцией Ректоров вузов Германии (HRK). Эта организация выступает в поддержку интенсивных связей с казахстанскими вузами. Именно HRK (Р. Смолярчик) совместно с Ассоциацией вузов РК и ее Президентом Р.А. Алшановым были организационным ядром нынешнего германо-казахстанского форума. Следует заметить, что Ассоциация вузов РК на протяжении многих лет тесно сотрудничает с Конференцией Ректоров Германии (HRK).

Что такое Конференция Ректоров высших учебных заведений Германии? Такой вопрос в различной формулировке звучал в ходе знакомства и переговоров.

Ответ одновременно и прост, и сложен. Конференция Ректоров имеет более чем столетнюю традицию (создана в 1890 г.), и сегодня объединяет на добровольной основе 261 университет. Форум HRK специфичен, является своеобразным союзом государственных и признанных государством, а также специализированных высших учебных заведений Германии. По направлению своей деятельности HRK в некоторой степени напоминает казахстанскую Ассоциацию вузов. Германская организация (HRK) – это полновесный голос всех вузов страны в отношении политики государства и общества, это также общепризнанный форум, где формируется общее университетское мнение по широкому кругу вопросов, касающихся задач высшего образования: научные исследования, обучение, повышение квалификации, передача знаний и технологий, международное сотрудничество, самоуправление и др.

О серьезности этой организации свидетельствует то обстоятельство, что к голосу Конференции прислушивается правительство, парламент, канцлер, особенно при принятии важных решений. Кроме того, Конференция ректоров (HRK) может представлять интересы своих членов (вузов) и на международном уровне. Так происходило в Алматы в ходе первого форума ректоров и Дней немецкой науки, когда HRK от имени вузов Германии высказала точку зрения на актуальную в тот период тему по модернизации образования и науки, и привела аргументы в пользу вхождения Казахстана в европейское образовательное пространство. Действительно, очень скоро, в 2010 г. наша страна первая из республик Центральной Азии вошла в Болонский процесс.

Итак, программа визита казахстанской делегации была спланирована очень тщательно, насыщена мероприятиями, они проходили в трёх городах – Берлине, Дрездене и Лейпциге. В Берлине два дня были посвящены ознакомлению с образовательной системой этой страны как в Министерстве образования и исследований, так непосредственно в университетах, - везде  встречи проходили с участием представителей высшего руководства.

Серым берлинским утром, проехав значительную часть города на выделенном нам автобусе, мы оказались в здании Министерства образования и исследований (BMBF). В прошлом это строение принадлежало одному знаменитому архитектору, и он сумел так реконструировать его, что в любой ненастный день оно наполнено естественным светом. Для нас же атмосфера переговоров с министерскими чиновниками тоже оказалась очень теплой, светлой и, главное,  результативной. Дело в том, что часть министерства давно переехала в Берлин, а часть остается в Бонне. Сотрудники рассказали, что скоро министерство воссоединится, так как строительство нового для него здания находится в стадии завершения, и будет располагаться в центре, не очень далеко от Бундестага. А пока дискуссия о высшем образовании продолжалась в «разделенном» министерстве, куда также приехали представители Технического университета Берлина, Президент Технической высшей школы г. Вильдау проф. Ласло Унгвари и др.

В то утро специально для встречи с казахстанскими коллегами из Бонна приехал директор департамента по сотрудничеству с Россией и СНГ Михаэль Шлихт. Подчеркнув важность визита большой делегации из Казахстана, г-н Шлихт заметил, что, пожалуй, впервые в его ведомстве они встречают такой солидный состав из Центральной Азии.

По его признанию, в ходе поездки в Казахстан в мае этого года он сам непосредственно убедился, что вузы нашей страны проявляют неподдельный интерес к углублению связей с немецкими университетами и научными институтами, желают сближения в рамках инновационных проектов. В этом плане он отметил внимание к германскому образованию и науке со стороны ректора КазНУ им. аль-Фараби Г. Мутанова и Шигео Катцу, президента Назарбаев университета. По его мнению, будет еще лучше, если произойдет расширение пространства взаимодействия за счет новых контактов. В Берлин как раз и приехали руководители крупных региональных университетов Казахстана, которые были настроены на совместные проекты.

Среди направлений, на которые в наибольшей степени нацелены германские исследователи, как сообщил М. Шлихт, доминируют проекты по разработке новых технологий в области климата, энергии, коммуникаций, логистики, IT. Вызовом современной цивилизации является город, поэтому сейчас распространяется инициатива «Город будущего». Болонский процесс и международная аккредитация вузов – это еще одна сфера приложения сил германских ученых, университетов, аккредитационных центров.

В выступлениях немецких коллег не раз гордо звучали фразы: «Немецкие вузы формируют ядро научной системы», «Вузы Германии – суть всей научно-инновационной системы». В этом нам пришлось не раз убедиться.

Остановимся на весьма познавательной для всех презентации Рудольфа Смолярчика, которая вызвала немало сравнительных аналогий и вопросов членов казахстанской делегации в последующем разговоре. В выступлении основной акцент был сделан на стратегии интернационализации современного образования Германии и на политике высшего образования, влияющие на процессы обновления образовательной системы.

Немецкие коллеги обращали внимание на главные требования, которые предъявляются к высшему образованию Германии. Они базируются на следующих подходах: разнообразие (обучения); децентрализация (системы); внутренняя автономия; преимущественно государственные вузы. Такие  подходы сформированы двумя основополагающими принципами: первый – это свобода обучения и исследований, и второй – это единство обучения и исследования. Все требования в одинаковой мере относятся как к государственным университетам, а они составляют 94% (обучение бесплатное), так к частным – около 5% (на платной основе) и церковным (1%). Образование в этой стране находится в ведении государства, курируется государством и функционирует за счет львиной доли государственного бюджета. Так, на систему государственного образования в 2011 г. в целом было израсходовано 23,5 млрд. евро. При этом на науку из общего бюджета ежегодно выделяется более 9 млрд. евро; предусмотрено довести финансирование вузовской науки к 2017 г. до 15 млрд. евро. Огромная доля средств расходуется на прикладные исследования (НИОКР). 

Возможно, по этой причине в последние годы немецкое образование стало заметно привлекательнее и более востребованное. Сегодня в университетах Германии обучается 2,5 млн. студентов. С 2015 г. прогнозируется рост числа студентов до 2,7 млн. Немцы, европейцы, иностранцы стремятся учиться в Германии, о чем свидетельствует невероятный бум в университетах, значительно выросло количество студентов, возросла их мобильность, во всех немецких землях сняты всякого рода взносы за обучение (они в среднем составляли от 300 до 500 евро в год) и др.

- Какие типы университетов существуют в Германии, в чем их различие, как обстоит дело с двудипломным образованием и т.п.?

На эти вопросы немецкие специалисты отвечали коротко и ясно. Различаются классические университеты и университеты прикладных наук в зависимости от того, какая направленность образования и исследований в них превалирует: фундаментальная или же прикладная, а также от категорий ППС, их нагрузки, разнообразия предметов и т.д. Соответственно, образование с фундаментальной формой обучения требует большего числа докторов наук и профессоров, у них нагрузка составляет 8 -10 часов в неделю. Она меньше, чем на прикладных программах – до 18 часов в неделю, здесь больше кандидатов наук и специалистов-практиков.

В Германии до сих пор продолжается переход к трехступенчатой системе образования. Причем две ступени бакалавр–магистр распространены повсеместно. Здесь закладываются основы для будущих научных исследований, которые при желании выпускники продолжают либо в университете, либо в разнообразных научных институтах: Макса Планка, Гельмгольца, Фрауэнгофера, Лейбница, а также при поддержке предприятий и фирм, например, Фольксваген. Учитывая, что названные научные учреждения открыты для сотрудничества с Казахстаном (немало с ними индивидуальных программ и стипендиальных грантов), речь шла о расширении совместных программ обучения, проектов и других формах сотрудничества.

В разговоре с немецкими коллегами не могли обойти вопрос о том, как множество университетов Германии сосуществуют в жестких условиях конкурентной среды, особенно в эпоху глобализации образования.

В этом плане примечательна сравнительно недавняя инициатива Федерального правительства и Земель по поддержке науки и исследований в вузах – Exzellenzinitiative («инициатива превосходства»), своего рода конкурс среди вузов по различным критериям, где во главу угла поставлено развитие и продвижение новых направлений в науке. Правильнее назвать эту инициативу «превосходство в науке», в рамках которой финансируются разнообразные проекты, одержавшие победу в конкурсе. При этом правительство Германии преследует далеко идущую цель – помочь немецким вузам конкурировать со всемирно известными университетскими центрами. В Германии должны возникнуть «маяки науки», свет которых был бы виден и за пределами страны, - об этом говорили в Министерстве образования ФРГ. Федеральное правительство выплачивает лучшим из них (Exzellenzuniversitäten) значительное финансирование на дальнейшие научные проекты, новые лаборатории, на дорогостоящее оборудование, на новые курсы и специальности: 75 % от почти двухмиллиардной суммы (1,9 млрд. евро), а остальную часть берут на себя федеральные земли, либо финансируют напрямую заказчики той или иной темы.

Конечно, привлекательность общей картины образования в Германии вызвала немало вопросов, ответы на которые казахстанские ректоры получили при непосредственном общении с представителями университетов и научных учреждений.  

Все принимавшие университеты заранее подготовили презентации и информационные пакеты о своих вузах. Были продуманы и такие детали, как присутствие во время переговоров профессоров вузов, которые уже ведут совместные с Казахстаном проекты или намерены в ближайшее время запустить совместные программы. Во всех вузах были любезно организованы экскурсии по лабораториям и научным производствам, где в будничной обстановке совершаются научные открытия, проводятся эксперименты, идет апробация на стендах (макетах) и далее – прямой путь ведет на производство.

Прежде всего, в ходе многочисленных встреч и обсуждений, а также знакомства с конкретными исполнителями новаций, стало ясно, что движение обусловлено стратегией интернационализации, которая охватывает «Harness Tech System-2 – т.е. новейшие технологии повсеместно». Активизация сотрудничества с Казахстаном в полной мере вписывается в общую образовательную стратегию, требуются лишь инициативы наших вузов, а в содействии и продвижении инициатив заинтересованы и германская, и казахстанская стороны. 

Приближаясь к одному из особенных университетов – к Высшей Технической школе им. Бойта в Берлине, мы увидели огромную надпись на стене здания: «Изучайте будущее».

С этого воззвания и начала свою приветственную речь Президент этого университета – проф. Моника Гросс. В дальнейшей беседе с руководством (вице-президент по учебной работе и международным делам проф. М.Крамп, начальник Академического департамента по международным связям др. К.Борхерт, рук. отдела трансфера технологий др. А. Кремер, технологии производства пищевых продуктов К. Каммаш и др.) и с учеными университета повсюду говорилось о некой его особенности – футуристическом представлении настоящего, что было осознано несколько позже.

На самом деле девиз: «Мы поощряем умные головы для города будущего» соответствует концепции увиденного специализированного университета, не очень большого, - всего обучается более 10 000 студентов по 8 направлениям, разбитым на более мелкие специальности. Их полное перечисление заняло бы не одну страницу, но обращает на себя внимание новизна, востребованная практикой. Так, экономические и общественные науки (I) включают наряду с прочими специализациями инженерно-экономическое дело (строительство, машиностроение). Математика и физика (II) предлагают кроме прикладной и вычислительной математики фармацевтические и химические технологии, а также клинический судебный менеджмент. Наряду с традиционными направлениями «Инженерного и строительного дела (III)» и «Архитектуры и технологии зданий (IV)» создана еще и геоинформация. В направление «Естественные науки и технологии (V)» включены биотехнологии, садоводство, технологии пищевых продуктов, садово-парковая архитектура, а в «Информатику и СМИ (VI)» – даже техническую и медицинскую информатику. На «Электротехнике и точной механике (VII)» открыта даже клиническая оптометрия. В полном объеме, как это традиционно принято в Германии, идет подготовка по специальности «Машиностроение, технология и техника защиты окружающей среды (VIII)».

Итак, новые технологии, рождающиеся в головах студентов, разрабатываются в университетских лабораториях и сразу испытываются на различных производствах, где заказчиками являются, пожалуй, все известные промышленные марки и бренды Германии. но самая оригинальная сторона этого учебного заведения, что все 8 направлений и множество специальностей сконцентрированы на новой философии города (город для человека) – на новом восприятии и модернизации современного города. Здесь не просто архитектура и строительство, а разработка и внедрение инноваций, создающих комфорт и удобство различных видов зданий – производственных, жилых, развлекательных, для отдыха. Кроме того, это единственный специализированный государственный вуз, который готовит специалистов по театральной технике и технической организации праздничных и спортивных мероприятий.

Несмотря на сравнительно небольшой университет, Высшая Техническая школа им. Бойта широко известна на международном уровне, котируется наряду с университетами подобного профиля не только в Европе, а также США, Южной Кореи, Китая, Японии. Казахстанским ученым было бы важно углубить сотрудничество с подобного типа университетом, так как здесь наглядна связь студента с практикой, а именно с производством и экономикой Германии, здесь все направлено на будущее. Строительство ЭКСПО 2017 г. в Астане, возможно, потребует новых идей, а самое главное, надежных во всем конструкций. Стажировки казахстанских специалистов и совместные проекты с Высшей Технической школой им. Бойта – один из приемлемых вариантов к успеху всемирной выставки.

Один из девяти крупнейших технических вузов Германии («TU-9») – Технический университет Берлина был следующей остановкой в серии посещений казахстанской делегацией наиболее продвинутых и интересных инициатив. Президент университета проф. Клаус Бриз с гордостью отметил, что в университете обучается более 30 тыс. студентов, 20 % из которых иностранцы. Большая часть иностранных студентов приезжает из России, Китая и Турции. Есть несколько студентов из Казахстана, ожидания направлены на возрастания их числа. Рассказывая о том, что Технический университет Берлина считается старейшим прусским вузом (основан в 1770 г.), где сначала изучали архитектуру, машиностроение, занимались промышленными разработками, Президент К. Бриз подчеркнул, что в настоящее время университет известен в мире своими передовыми технологиями, где поощряются новые идеи и эксперименты, привлекаются лучшие умы Америки и Европы. Здесь читал лекции Альберт Эйнштейн, среди сотрудников Технического университета несколько Нобелевских лауреатов. В годы мировых войн в университете успешно осуществлялись проекты по созданию оружия массового поражения, баллистических ракет, новейших усовершенствованных самолетов и даже ядерной бомбы. Но с 1946 г. университет повернулся лицом к гуманистической направленности, продвигает проекты по охране окружающей среды.

Примечательно, предмет «экология» встречается почти на всех специальностях, и таким образом в сознании всех современных крупных мировых промышленников укрепляется мысль о безопасном и экономном производстве. Об этом свидетельствует проект «Unicat», который презентовал в институте химии проф. Р. Шомекер и проект «Mini Plant» (проф. Г.Возни). Всего два проекта для ознакомления, но оба значительно расширили горизонты будущего сотрудничества, особенно после осмотра результатов исследований в режиме стендового тестирования. Ученые заняты Фотокаталитическим расщеплением воды и созданием материалов для производства водорода для промышленности. Для этого имеются и лаборатории, и построен автоматизированный мини-завод с полным циклом. Недаром заказы поступают на исследования из разных стран мира, несмотря даже на то, что длятся они годами без гарантии на успех. Общаясь с докторантом Степаном, одним из исполнителей подобного заказа американской компании «Дженерал Моторс», он подробно рассказал о своей работе над проектом со своим профессором по созданию экологически чистого топлива для автомобилей. Другие проекты выполняются по заказу всех крупнейших немецких корпораций. Telefunken (Telekom), Siemens, Bosch, Daimler и еще многие организации Германии, а также Франции, Италии и других стран мира заинтересованы в проектах и в выпускниках Берлинского Технического университета.

Приятным моментом визита в Берлинский Технический университет была информация об осуществляемых совместных с Казахстаном научных проектах «Космическая техника» и даже запуске на космодроме Байконур выполненного в университете опытного спутника.

Как сказала организатор поездки Кирстен Кинцлер, казахстанскую делегацию очень ждут и готовятся к встрече в Техническом университете Дрездена. Теплый прием и интерес к сотрудничеству был совершенно неподдельный. Руководитель делегации Р.Алшанов напомнил, что с этим университетом мы знакомы и сотрудничаем еще с советских времен.

Однако теперь, - продолжил мысль проректор по научным исследованиям проф. Герхард Редель, - практически все изменилось, в лучшую сторону. В подтверждение, за неполное десятилетие университет вошел в упомянутое объединение крупнейших технических вузов Германии «TU-9». Девиз   университета – «Знания возводят мосты» подтверждается фактом привлекательности вуза: здесь получают знания около 35 000 студентов, трудится свыше 4 000 научных сотрудников. 10 % студентов – иностранцы, среди них много из стран СНГ, есть из Казахстана. Это один из немногих так называемых «полных университетов» Германии с широким спектром предметов и специализаций на 14 факультетах и по сотне направлений. Говоря о том, что Дрезденский технический университет – один из старейших технических вузов страны, занимает первое место среди технических университетов Германии, надо подчеркнуть, что сюда устремляется немало гуманитариев – студенты филологического факультета, которые нередко сочетают славистику с другими предметами. Но более всего поклонников естественных наук: в основном, физики и химики. Кстати, это единственный немецкий вуз, где можно изучать гидрологию, в учебный план которой входят гидробиология, гидроинформатика и гидроинженерия.

Технический университет называет еще синергетическим университетом (TU Dresden, the Synergetic University). Во всяком случае, так он себя позиционирует в будущем, планируя стать лучшим из лучших за счет объединения усилий по разным направлениям. Так, организация летних школ способствует студенческому обмену между Дрезденом и странами-партнерами вуза, а привлечение преподавателей и ученых из-за рубежа улучшает учебный процесс, позволяет более активно участвовать в международных проектах.

Поражает устремленность этого университета в будущее, в области разработки микро- и нанотехнологий, он тесно сотрудничающий с фирмами-производителями. Значимы проводимые здесь научные исследования в области медицины, микробиологии, биохимии. В интереснейшей презентации ученых были показаны проекты по изучению причин возникновения сложнейших заболеваний, как вместе со студентами они разрабатывают регенеративные методы лечения, призванные активировать иммунную систему человека.

Как продвигают свои проекты в Техническом университете Дрездена?

Для этого, при университете действует акционерное общество «TUDAK», через которое ученые реализуют свои идеи в научных проектах на сумму 227 млн. евро, зарегистрировано 143 патента. И снова мы услышали, залог успешной научно-исследовательской деятельности вуза – взаимообмен между наукой и промышленностью. В нем участвуют наряду со студентами и преподавателями, ученые международного уровня. Недавняя новость о том, что снова сделаны открытия в области молекулярной биологии в университетском центре рака (UCC), что позволяет эффективно бороться с вирусом СПИДа.

Несколько сведений о Топ кластере (Spitzencluster Cool Silicon), том, что должно заинтересовать казахстанских ученых. Представленный проект Саксонской Силиконовой долины лежит в основе стратегической цели занять ведущие международные позиции в области микроэлектроники; разрабатывать и производить энергоэффективные решения для информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Предполагается, что в «Силиконовой Саксонии» будет работать более 48 000 человек и приносить более десяти миллиардов евро дохода в год.

Визит в Немецкий центр исследования биомассы (DBFZ) в г. Лейпциге явился, по меньшей мере, удивительным событием в конце командировки: для нас была приоткрыта завеса того, о чем канцлер Германии заявляет на весь мир, о национальной инициативе по охране климата, об отказе от ядерной энергетики и переходе на альтернативную энергетическую продукцию. Расположенные на большой площади различные лаборатории, десятки ангаров, специальных помещений со всевозможными запахами биологического сырья – от зерновых культур и початков кукурузы до дерева, органики и прочего, где в пробирках и в невероятных установках что-то перерабатывалось и производило энергию, конечно же, поражало воображение. На этих установках в специальной защитной одежде в закрытом режиме (никого постороннего сюда не впускают, работает специальная система защиты каждого из отсеков, двери автоматически запираются даже для сотрудников) трудились большей частью молодые ученые, «колдуя» над биомассой, другие регулировали процесс через мониторы компьютера. В общем, создавалось впечатление, что находишься на заводике, а не в исследовательской лаборатории.

Когда зашла речь о стоимости таких установок (называлась цифра одной из них в миллион евро) и о том, кто финансирует, спонсирует и поддерживает опыты, которые далеки до завершения, было ясно, что казахстанская наука могла бы присоединиться к международному научному сообществу под названием «Биоэнергетический союз». Тем более, что наш регион входит в направление сотрудничества немецкой ассоциации со странами Восточной Европы и Центральной Азии по вопросам устойчивого развития энергетического использования биомассы. Прямое содействие финансированию и развитию Ассоциации «Биоэнергетический союз» оказывает Федеральное министерство по вопросам окружающей среды, охраны природы и реакторной безопасности, предприятия и концерны, переходящие на использование альтернативной биоэнергетики. Будучи членом данной Ассоциации, тебе предложат участие в инициативных проектах. Важен и такой момент: членский взнос за участие не взимается.

Научный сотрудник нового научного направления «Биорафинированные заводы» продемонстрировал анализ горючего и топлива на основе анализа биогазовых субстратов. В биогазовой лаборатории состоялась приятная встреча с еще одним научным сотрудником еще одного направления «Биохимическая конверсия», где на глазах делегации из Казахстана шло производство биогаза и подключение блок-ТЭЦ», а затем показано испытание топлива для двигателей. Этим направлением руководит Томас Шмидт, специалист, который работал с ректором Г. Мутановым еще в Усть-Каменогорске.

 В Лейпцигском университете с традиционной образовательной системой также внедряют новые технологии и новые направления. Для межуниверситетского сотрудничества и обмена студентами и преподавателями важен опыт этого университета, внедренный и хорошо себя зарекомендовавший – это дистанционное обучение (AKAD) при Лейпцигском университете). Представители руководства университета заявили о намерении дальше сотрудничать с казахстанскими вузами, углубляя связи с другими научно-исследовательскими учреждениями Германии.

Не надо доказывать, что образование – та среда, где в ходе сотрудничества с такими высокоразвитыми государствами Европы как Германия, практически сразу выявляется потенциал возможностей для сближения, взаимопонимания и расширения связей. Германия привлекательна тем, что у этого государства множество видимых преимуществ. Прежде всего, страна с вековыми традициями университетского образования и устойчивой образовательной системой реформирует ее и совершает новый виток модернизации всего образовательного комплекса, прежде всего университетского, что и явилось для нас сближающим фактором, вектор которого направлен на устойчивое сотрудничество. 

Весьма  динамичная и насыщенная переговорами поездка как раз была направлена на поиск конкретных механизмов согласования совместных проектов в области прикладных исследований с наиболее продвинутыми германскими университетами–партнерами. Важно отметить, ректоры известных в Казахстане образовательных учреждений показали, что они динамичны, современны, восприимчивы к новациям, занимают активную позицию, заинтересованы в трансфере технологий и интересуются как глобальными переменами, так конкретными деталями проектных направлений, разрабатываемых в немецких лабораториях и институтах. Обе стороны подтвердили твердое намерение расширять формы взаимодействия между исследовательскими учреждениями и университетами на основе внедрения конкретных инновационных направлений и теперь находятся на пути создания соответствующих научных и образовательных альянсов.

MIRS BMBF KAS 2013_Programm_final_RU.pdf

Вернуться на уровень выше просмотров: 1548