• Список вузов, которые внедрили

     

     

    «КАЗАХСТАНСКУЮ СТУДЕНЧЕСКУЮ

    ИДЕНТИФИКАЦИОННУЮ КАРТУ»

  • Список вузов, которые внедрили

    «КАЗАХСТАНСКУЮ УНИВЕРСАЛЬНУЮ

    КАРТУ СОТРУДНИКА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ»

  • Визит делегации руководителей ВУЗов в КНР 23-28 мая 2014

  • Заседание правления 24.01.2014

  • Визит делегации ректоров вузов Казахстана в Германию 1-5 декабря 2013 года

  • Южно-Казахстанский университет
    имени Ауэзова

В Казахстане продолжается чистка вузовских рядов

1 сентября 2014

Из 150 вузов в Казахстане после первой волны оптимизации осталось 139. В прошлом году в стране было закрыто 15 вузов. В ближайшее время может закрыться либо реорганизоваться ещё порядка 10. При этом сопротивление «авторитетных людей», стоящих за целым рядом казахстанских вузов, не остановит процесс оптимизации учебных заведений, считают в Ассоциации вузов РК. «В борьбе за чистоту рядов должна быть принципиальная политика. Понятно, что это требует мужества – противостоять лицам, выходящим на министерское руководство и оказывающим давление, но это надо пройти, иначе и не стоило начинать», – говорят в объединении.

О необходимости навести порядок в деятельности отечественных университетов, порядке выдачи им лицензий и прочих вопросах ещё 7 лет назад заявил президент республики.

– В последние годы наметилось определённое противостояние в связи с тем, что за целым рядом вузов стоят авторитетные люди в вышестоящих инстанциях. Ещё прежний министр образования Жумагулов говорил о том, что процесс оптимизации встречает открытое или скрытое сопротивление и поэтому нужны эффективные меры, – рассказывает президент Ассоциации вузов РК Рахман Алшанов.

Как отмечают в ассоциации, в ходе оптимизации нужно было решить в первую очередь вопрос качества подготовки студентов, а не уменьшать количество вузов. Деятельность учебных заведений была проанализирована по определённым параметрам, в итоге вузы поделили на три категории: высокая, средняя и низкая степень риска.

В прошлом году в категорию высоких рисков, по оценке Комитета по контролю в сфере образования, попало порядка 30 вузов из 139. Списки по неблагонадёжным подавались в правоохранительные органы для дополнительных проверок. Недостаточная материально-техническая база, преобладание заочной формы обучения, недостаточный показатель остепенённости преподавательского состава, демпинговые цены и самое главное – низкое качество обучения студентов. Это лишь часть проблем, выявленных в ходе проверок вузов.

В одном из алматинских вузов, имеющем статус международного, по 9 специальностям работало 45 преподавателей! Если распределить, то получается один преподаватель на курс! В частном шымкентском вузе обеспеченность студентов учебной литературой составляла всего 10%. Весь остальной фонд – собрание сочинений Пушкина и Толстого. Классика нужна, но как она поможет подготовить специалиста по информационным технологиям или менеджера?

Допускалось в частных вузах и нецелевое использование средств, получаемых от оплаты обучения. При этом проблемы были выявлены и в государственных вузах. Имея по 50 лицензий на специальности, университеты не справлялись – не хватало ресурсов, кадров.

По итогам проверок слабым вузам было предложено три варианта дальнейшей работы: реорганизация путём слияния с другими вузами, переход на среднеспециальное образование либо закрытие.

В Уральске, к примеру, в единый вуз объединились три частных учебных заведения, в Актау из двух частных вузов остался один – второй закрылся, как и в Усть-Каменогорске. В Семее объединились два частных вуза из трёх, в Караганде три «частника» объединились в один. В Алматы академия «Сымбат» и университет непрерывного образования объединились в один университет.

– В текущем году под руководством вице-премьера Гульшары Абдыкаликовой создана комиссия по модернизации образования, которая заслушивает отчёты по проведённой работе. Как минимум, 10 вузов сейчас находятся в зоне риска, – говорит Рахман Алшанов.

И если одни вузы исправили ситуацию, то в других она критическая.

– Так в ходе детальной проверки Таразского гуманитарно-технического университета выявлено, что более чем 1200 студентов данного вуза не сдавали ЕНТ и не проходили комплексное тестирование. Это является грубейшим нарушением Закона «Об образовании», – говорит Рахман Алшанов.

Как отмечает профессор, вчерашние студенты, сознательно оказавшиеся в подобной ситуации, сидят на бомбе замедленного действия – при проверке дипломов они могут лишиться работы.

– Родители некоторых студентов сетуют: куда смотрели госорганы, требуют вернуть деньги. Ещё ссылаются на незнание требований о наличии сертификата о сдаче ЕНТ или комплексного тестирования. Но такие ссылки несостоятельны – мало-мальски интересующийся будущим своих детей родитель знает о существующих правилах. Таким образом, родители, абитуриенты и руководство изначально сознательно шли на подлог, – говорит руководитель Ассоциации вузов.

Возникает резонный вопрос, как вузы успешно проходили проверки в прежние годы. Так что должны быть ответственны и те, кто проверял вузы и закрывал глаза на недостатки либо поверхностно проводил аттестации, уверен Рахман Алшанов.

Между тем, по наблюдениям экспертов, в последние годы наметилась тенденция, когда приоритет отдаётся вузам, имеющим заслуженно положительную репутацию. При этом более высокая стоимость обучения по сравнению с другими вузами уже не отпугивает абитуриентов и их родителей. Ну а жалобы отдельных мам и пап на отсутствие возможности оплатить учёбу детей в хорошем университете эксперты называют неубедительными. Система грантов, возможность взять кредит на обучение могут решить этот вопрос. Но пока казахстанцы предпочитают брать кредиты на тои и свадьбы вместо того, чтобы инвестировать в образование детей.

К слову, число студентов отечественных вузов за последние 7 лет сократилось на 28%. Если ранее в альма-матер республики грызли гранит науки 775 тыс. человек, то сейчас – 570 тыс. Около 79 тыс. казахстанцев обучается за рубежом.

Источник: www.megapolis.kz

Вернуться на уровень выше просмотров: 920